Санкт-Петербург
+7 (911) 286 78 06

Тем временем: Неоклассицизм в мире и в России

В этой статье:

  • Рококо слишком роскошный
  • К какому стилю относятся 12 стульев из романа 12 стульев
  • В России было два «Неоклассицизма»

Появление Неоклассицизма было вызвано очередным увлечением античностью и усилением отрицательного отношения к чрезмерной роскоши стиля Рококо. Термин возник в 1880-х годах, принято считать, что стиль охватывает период с 1760-х до 1830-х годов. Неоклассицизм был, с одной стороны, возвратом к истории, с другой — поиском стиля, не связанного с эпохой. Поэтому в современных исследованиях фигурирует понятие «правдивый стиль». К моменту его упадка эти концепции слились с романтическим взглядом на величие прошлого. Античность становится одним из вариантов возвращения к истории.

Искусствоведы придают большее значение вдохновению, чем простому копированию. Иоганн Иоахим Винкельманн, работая в Риме, пишет “Историю древнего искусства» (1764) и воспевает благородство классического прошлого на образцах искусства. Теория Неоклассицизма соединилась с философией Просвещения. Мысли Руссо и Дидро о восстановлении моральных устоев в современном обществе нашли свое отражение в “Essais sur I’Archilecture” Аббе Ложьр (1753), где он трактует примитивную хижину как образец архитектурной чистоты.

Архитектура в стиле Неоклассицизма

К 1770-м гг. в декоре появляется движение и элегантность. Интерьеры украшаются деревянными панно с классическими мотивами или с имитациями гротескного орнамента (часто называемого во Франции арабесками), возрожденного в эпоху Ренессанса Рафаэлем. Декор включает природные мотивы, цветы, перевитые виноградные лозы, переданные в светлых тонах. В дальнейшем появляются мотивы этрусского стиля, взятого из декора греческих ваз, которые в то время считали этрусскими.

Ваза из государственного музея Эрмитаж

Новые архитектурные теории придают большое значение образности, величию природы и роли человека в ней. Это приводит к конфликту между теми, кто выступает за симметрию и регулярность, и теми, кто ратует за асимметрию. В результате возникают антиклассические стили, такие как готический, китайский и индийский.

Как проходил этот период в России?
Конец 18 в. отмечен расцветом производства мебели под покровительством Екатерины Великой (1762-96). Шотландский архитектор Чарльз Камерон (1740-1812) вводит в королевские дворцы Помпейский стиль Адама. В 1880-х гт. в Петербург приезжает Давид Рентген со своими механическими изобретениями. Он оказал сильное влияние на работы Кристиана Мейера и Генриха Гамбса в 19 в. Была популярна и французская мебель. В нач. 19 в. русский архитектор Андрей Никифорович Воронихин (1760-1814) вновь обратился к мебели Жоржа Жакоба, но при этом ввел в спинки стульев собственный мотив перекрещивающихся змей. Российские краснодеревщики продолжали производить предметы потрясающего качества с огромным разнообразием декоров в течение всего периода Неоклассики Именно в России обратились к использованию малахита, лазурита и слоновой кости для декора. А в оружейной столице России Туле традиционная техника работы со сталью была применена для украшения мебели.

Металические элементы изготовленные Тульскими мастерами

Самое интересное то, что традиционно эпоху Неоклассицизма в России называют эпохой Классицизма, а Неоклассицизмом именуют стиль наиболее популярный в России в конце 19ого, начале 20ого века. Но об этом периоде мы еще поговорим отдельно!
Поэтому подписывайтесь на новости и читайте дальше!

Неоклассицизм в архитектуре