Вступление


Если вам приходилось столкнуться с ремонтом, вы понимаете, насколько это сложная и объемная сфера.

Чтобы сделать жизнь заказчиков проще, мы написали лонгрид про дизайн интерьера. Вы узнаете, какие подводные камни возникают на разных этапах работы над проектом и поймете, почему к специалисту нужно обращаться перед покупкой недвижимости.

Материал будет полезен, если вы:
— Выбираете квартиру или дом для покупки.
— Хотите быть уверенными в том, что в квартире будет удобно жить.
— Хотите оценить стоимость будущего ремонта.
— Мечтаете, чтобы ремонт закончился в срок.
— Не готовы погрузиться в проблемы стройки.
— Ответственно относитесь к перепланировке и планируете в будущем продавать квартиру.

Эту страницу вы прочтете за 15 минут, при этом сэкономите несколько лет своей жизни.

Портрет заказчика


Заказчики – взрослая семейная пара. Оба осознанные и жизнерадостные, все время в движении. Любят путешествовать и наслаждаются жизнью. В быту – аккуратные и педантичные; любят, чтобы вещи находились на своих местах.

Они не живут в Петербурге постоянно, поэтому дизайн-проект был с дополнительной услугой авторского надзора: нужно было следить за строительством. Также мы занимались комплектацией объекта – заказчики положились на дизайн-студию во всех вопросах.

1. Консультация до покупки недвижимости


Часто дизайнера ищут, когда недвижимость уже приобрели или морально подготовились к ремонту. Недостаток этой схемы – дизайн-проект ограничен планировкой, которая уже есть. Если позвать опытного дизайнера до покупки недвижимости – он оценит возможности разных квартир/домов, проанализирует потребности заказчика, подготовит варианты перепланировки и даст рекомендации.

Приведу в пример дизайн-проект трехкомнатной квартиры в Петербурге. Это второй объект, который мы разработали и реализовали для заказчиков. У нас сложились хорошие рабочие отношения, поэтому меня пригласили заранее. Мы помогали с выбором квартиры, готовили дизайн-проект и следили за строительством.

Вместе с заказчиками рассмотрели несколько локаций в центре города и выбрали новый жилой комплекс на Васильевском острове. Преимущества – тихий закрытый двор, фитнес-центр в пешей доступности. В минуте ходьбы от дома находится Стрелка Васильевского острова, Ростральные колонны и набережная Невы.

Мы сделали эскизы планировок двух квартир на разных этажах одного дома. Это помогло сразу оценить плюсы и минусы – по планировкам видно, насколько удобно будет жить в квартире. Предложения застройщика отличались по стоимости, но более дорогой вариант оказался менее практичным. Оптимальная площадь, на которой поместилось все – 98 квадратных метров. Заказчики решили не переплачивать за нефункциональное пространство.

Определили главные зоны в квартире: мастер-спальню, кухню, объединенную с гостиной, гостевой санузел с хозблоком и душем. Нашли место под рабочий кабинет, в котором можно разместить гостей, запланировали большие гардеробные. Места для хранения вещей нужно было оставить много. Любая ниша – полезное пространство. Функциональные квартиры – моя специализация, поэтому на плане поместилось все.

После того, как нашелся идеальный вариант по площади и зонированию, квартиру купили.

Итог этапа:

Заказчики заранее решили, как будут расположены комнаты, какая мебель и оборудование поместятся в интерьере. После эскизной перепланировки они решили не переплачивать за этаж и сэкономили несколько миллионов рублей.

2. Составляем техническое задание, снимаем мерки и предлагаем варианты


Понять, чего хочет заказчик, нам помогает анкета с вопросами – бриф. Ответы становятся основой для технического задания. Ее можно заполнять удаленно или провести одну личную встречу с подробными обсуждениями проекта. Техническое задание – обязательное приложение к договору.

После подписания договора на объект приезжает специалист, который замеряет помещение. Точный обмерный план – основа для дальнейшей работы с чертежами и визуализациями. Мы проверяем инженерные сети: отопление, канализацию, водоснабжение, электрику и вентиляцию. Важно зафиксировать, в каком состоянии сети, где и как они проходят, чтобы составить план дальнейшей работы.

Параллельно смотрим с заказчиком аналоги – фотографии реализованных интерьеров. Так проще понять, что нравится заказчику и выбрать стиль, цветовую гамму, мебель и отделочные материалы. Всю информацию фиксируем в техническом задании.

После того, как готовы чертежи с замера, продумываем планировочные решения – обозначаем, на какие зоны будет разделена квартира.

В процессе работы получились такие планировочные решения:

После утверждения планировки строители демонтировали все стены. Так мы смогли снять точный обмерный план помещения. Такое решение упрощает работу в старом фонде, в помещениях с неправильными углами или на вторичном рынке жилья.

Итог этапа:

квартира распланирована до миллиметра. После перепланировки жилое пространство увеличилось на 3,5 метра. В будущем квартиру можно будет продать дороже – новый метраж зафиксирован в технических документах БТИ.

3. Разработка эскизов. Общение со смежниками. Составление предварительной сметы


Мы делаем эскизы двух видов: плоские коллажи с развертками всех стен или объемные рисунки помещений. Эскизы позволяют представить интерьер в объеме, примерить мебель, светильники, отделочные материалы. Они наглядно представляют заказчику идею дизайна.

Эскиз – проводник идей от дизайнера к заказчику. Он передает текстуру, стиль и даже настроение интерьера. Для этого проекта сделали 112 эскизов в цвете.

На этом этапе составляем предварительную смету по объекту. Она показывает, вписывается ли дизайн-проект в бюджет. При необходимости оптимизируем проект – слишком дорогую импортную мебель можно заменить, изготовить из других материалов или выполнить на заказ в местной мастерской. Заказчику предварительную смету не показываем. Этот внутренний контрольный этап работы, на котором проверяем финансовые границы проекта.

4. Создание визуализаций


Финальная визуализация готовится на основе утвержденных эскизов.

Визуализацию в студии выполняет отдельный специалист. Чтобы получились подробные и технически правильные картинки, готовим развертки помещений, планы электрики и перечень наполнения. Работа по квартире 100 кв. метров занимает 3-4 недели.

На готовых визуализациях заказчик видит все помещения в объеме, проживает историю каждой комнаты. Мы делаем максимально реалистичные изображения, на которые можно ориентироваться. При необходимости в деталях показываем внутреннее устройство шкафов, открывание дверей и любые другие узлы интерьера, которые могут вызвать вопрос.

Чаще всего заказчик согласовывает изображения с первого раза, потому что в них нет сюрпризов – идею дизайна утвердили в эскизах.

5. Создание рабочих чертежей для строителей


Рабочая документация – наша гордость. В студии мы готовим максимально подробный и полный комплект чертежей. На этот документ будут опираться все подрядчики: прораб и строительная бригада, специалисты по вентиляции, изготовители мебели. Чертежи для объекта важны также, как паспорт для человека. Они используются для обсуждения спорных моментов и контроля строительства.

Рабочая папка обычно объемная – в этом проекте 37 страниц занимают планы, развертки, спецификации и ведомости, еще 24 страницы – визуализации. К папке с чертежами мы прикладываем монтажные схемы сантехники для строителей.

Рабочая документация описывает каждую деталь интерьера – расположение светильников и электрики, раскладку и стыки керамической плитки, развертки помещений, площадь стен и материалы отделки. Документ получается настолько точный и подборный, что у строителей почти не остается шансов сделать что-то неправильно в процессе работы.

Рабочая документация ложится в основу финальной сметы объекта. В расчет входят декоративно-отделочные материалы, мебель и оборудование. Чтобы посчитать стоимость, мы запрашиваем коммерческие предложения у изготовителей мебели и поставщиков. Теперь заказчик точно знает, сколько стоит реализация дизайн-проекта.

Если нужно снизить стоимость, мы ищем альтернативные варианты мебельных производств или отделочных материалов.

6. Выбор строительной бригады, согласование сметы и графика работ


Готовый комплект чертежей и визуализаций отправляем строителям. У дизайн-студии есть несколько проверенных бригад, иногда заказчик привлекает своих специалистов.

Строители изучают документацию и делают два расчета: смету строительных работ и стоимость черновых материалов (трубы, провода, штукатурки, саморезы и так далее). Хорошая строительная смета разбита на разделы и ясно отражает каждую позицию. Абстрактные оценки стоимости ремонта мы не принимаем. Только конкретика, только хардкор.

Нужно быть готовым к тому, что иногда смета меняется в разумных пределах – не более 5-10%. После демонтажа перегородок могут потребоваться сложные технические решения и непредвиденные работы, даже если была предварительная инспекция объекта. Такие сюрпризы часто бывают в старом фонде.

Заказчик сравнивает предложения и выбирает оптимальное. Со строителями можно обсуждать ценообразование по отдельным пунктам сметы, так и по всем работам.

Важно запросить у бригады график строительных работ. В нем специалисты должны заложить время на полный цикл черновых работ: чтобы высохла штукатура, схватилась стяжка, успели сделать качественные малярные работы. График напрямую зависит от сложности дизайн-проекта, особенностей выбранных отделочных материалов.

7. Авторский контроль


Реализовать дизайн-проект помогает авторский контроль. Его заказывают почти всегда, потому что автор проекта лучше всех разбирается в нюансах чертежной документации. Во время авторского контроля дизайнер проверяет, чтобы строители работали в соответствии с проектом.

Жизнь всегда вносит корректировки в дизайн-проект: плитку, которую выбирали три недели, внезапно сняли с производства, завод по производству дверей закрылся или стены оказались кривыми после демонтажных работ. Все изменения оперативно вносятся в проект, утверждаются с заказчиком и доносятся до строителей. Авторский контроль – это работа еще и с чрезвычайными ситуациями.

Возникающие на объекте вопросы согласовываются с дизайнером. Решения по инженерным сетям, новые требования по методам строительства вписываются в дизайн-проект. Так мы защищаем заказчика от ошибок и неожиданностей ремонтных работ.

Авторский контроль требует внимания, ответственности и умения решать нестандартные задачи.

8. Договор на комплектацию


Завершить ремонт сложнее, чем начать. Нужно ходить по магазинам, изучать ассортимент, узнавать о наличии, проверять качество продукции. Если позицию сняли с производства, нужно найти замену в короткий срок. А еще вам придется отслеживать сроки поставок мебели, светильников, общаться с менеджерами салонов. Выбрать мебель и оплатить счет – только начало, дальше вам нужно грамотно принять доставку на объекте. Если обнаружите брак, то вам придется составить рекламацию и проконтролировать замену и новую поставку.

Заниматься ремонтом чаще всего приходится после работы или в выходные дни. Это занимает много времени и еще больше нервов. Список задач растет как снежный ком. Чтобы облегчить жизнь заказчиков, мы предлагаем полную комплектацию объекта.

На комплектацию оформляется отдельный договор и оплачивается каждый месяц работы. Календарь закупок основан на графике строительных работ – мебель, освещение и сантехника приезжают тогда, когда они нужны на объекте.

В комплектацию входят заключение и проверка договоров с изготовителями и поставщиками, проверка чертежей, оплата счетов, ведется подробная опись документов со всеми датами и цифрами. Если произойдет гарантийный случай, заказчик быстро найдет нужный документ и свяжется с сервисным-центром. В процессе комплектации мы собираем и архивируем все документы: конструкторские чертежи, варианты отделки, сроки производства и гарантии от поставщиков.

Комплектация идет на протяжении всего ремонта и еще месяц после. Если заказчик занимается делами самостоятельно, то он не получает дизайнерских скидок. Мы всегда предоставляем заказчикам более выгодные условия закупки и дизайнерские скидки.

Комплектация – колоссальный объем работ, который выгоднее полностью делегировать специалисту.

9. Декорирование интерьера


После завершения работ по дизайну мы дополнительно выбираем декор, работаем с интерьерным стилистом. В декорирование входит выбор аксессуаров: посуды, ваз, текстиля. Также мы украшаем дом предметами искусства: картинами, гравюрами.

Все предметы подбираются индивидуально под интерьер, чтобы подчеркнуть акцентные зоны и атмосферу. Заказчики чаще всего выкупают весь декор, подобранный к их интерьеру. С предметами искусства и декором пространство смотрится законченным, а заказчику не приходится ломать голову над поиском аксессуаров.

Готовый интерьер мы фотографируем – это всегда предварительно согласовывается с заказчиком.

10. Финальные фото объекта


Многим заказчикам приятно смотреть на профессиональные фотографии своего дома. Часто готовые интерьеры публикуются в известных архитектурных и дизайнерских изданиях – это тоже приятный бонус. Фотосъемка интерьера – обязательное условие нашего договора.

Финальная съемка занимает 1-2 дня. Обычно проводим ее за несколько дней до передачи ключей от квартиры заказчику. Для фотосъемки готового интерьера с декором мы приглашаем профессионального фотографа. Съемка проводится днем при естественном свете – фотографии получаются живыми и натуральными.

Финал


Дизайн-проект интерьера – большая и ответственная работа. Дизайнер берет на себя не только визуальную часть, но контролирует весь процесс от и до. Если вы хотите снять с себя лишние заботы, сэкономить время и нервы – лучше обратиться к команде опытных специалистов.

Итог работы дизайнера – не просто красивые картинки. Вы получите интерьер без переживаний и стресса, в котором каждая деталь выполнена с учетом ваших интересов и образа жизни.

Узнать стоимость, условия и заказать Дизайн-проект